B финале первого этапа российского конкурса конкурса "Вселенная Учитель" нашла эссе Селедкиной Эллы Ивановны, в которой изложена своя педагогическая концепция, философское осмысление своей профессии, жизненные и профессиональные принципы.Учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 3 имени
В.П.Чкалова города Арзамаса Нижегородской области. Информация об учителе: призер городского конкурса «Классный руководитель
года», лауреат городского конкурса «Учитель года-2006», победитель городского смотра-конкурса
методических разработок -2011г.
Эссе
Моя
педагогическая философия
Моя педагогическая
философия – это результат поисков, раздумий, практической работы на сегодняшний
день, цена которому 14 лет учительского стажа, 11 лет работы в классах
развивающего обучения по системе Л. Занкова и двенадцатилетнего опыта работы классного руководителя.
Я считаю, что основой
педагогического мировоззрения являются Вера, Надежда и Любовь, скрепленные светом познания, т.е. Разумом.
Это убеждение дает мне большие возможности для активных поисков такой организации учебного
труда, чтобы он был радостным, успешным, творческим, направленным на воспитание
«разумных сердец», наполненных мыслями из суммы лучших человеческих чувств. Понимая,
что ребенок – главная ценность общества или, как сказано в Библии, «запертый
сад, заключенный колодезь, запечатанный источник», стремлюсь к реализации
природного потенциала каждого ученика. Уверена, что уроки музыки – уроки
красоты – должны стать маленьким праздником, которого ждут целую неделю. Моя
задача – не просто объяснить основные законы музыкального искусства, а научить
понимать и принимать прекрасное, видеть красоту не только в явном, но и в
простом, там, где, казалось бы, это невозможно. Недаром говорят – один видит в
луже только грязь, а другой отражение
звезд. Цель педагога – музыканта – «не столько обучение музыки само по себе,
сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их
нравственность».
Главное
- творческий подход к организации деятельности по формированию у школьников
музыкальных способностей. Правильно организованная творческая деятельность
вызывает у детей познавательный интерес, способствует привлечению внимания к
уроку, учит преодолевать трудности, а в результате развивается отношение к окружающему миру, а самое главное
– творческая, незаурядная личность.
Вышеизложенному соответствуют мои жизненные и
профессиональные принципы.
Жизненный
девиз:
«Постигнуть сердцем все возможно непостижимое уму».
К. Фофанов.
Жизненные
принципы:
1.
Все
талантливы, все неповторимы.
2.
Через
красивое к человеческому. (В. Сухомлинский)
3.
Пусть
сегодняшний день всегда будет только переходом от суммы вчерашних наблюдений к
завтрашним, еще большим.
Профессиональный
девиз:
Наполнить душу музыкой значит
воспитать «зрячее сердце».
Профессиональные
принципы:
1.
Оптимальность
и емкость учебного процесса: эффективное учение и успешное развитие учащихся.
2.
Отказ
от принуждения и подавления: результат через уважение, положительный эмоциональный
фон учебы и оптимизм.
3.
От
творческого учителя к творчеству ученика.
Сказанное нашло
отражение в символе «Музыкальный цветок».
Великой музыкальной
силой обладают цветы. Они наполняют душу «дыханием небес», «мелодией земного
бытия», трепетом весенних созвучий.
Мой
музыкальный цветок не является исключением.
Цветок
лепестка собирает в комок.
Цветок
запирает себя на замок.
Его
не откроешь обычным ключом.
Цветок
отпирается теплым лучом.
А
музыка теплому свету сродни.
В
одной позолоченной сказке они.
Порой
отпирается этим ключом
Цветок,
заключенный под левым плечом.
Семь лепестков, семь нот, семь цветов радуги. У каждого – свое имя:
Любовь, Мир, Красота, Родина, Свобода, Дружба, Вечность. А все вместе они
олицетворяют Разум, Волю и Сердце, ведь совершенный человек
обладает силой мышления, силой воли и силой чувства.
Моя задача донести
посредством музыки и слова неповторимый аромат каждого листика до глубины
детского сердца, и оно прозреет, наполнившись Добротой и Милосердием, станет
рассудительным, сподвигнет ребячью душу на беспредельный полет человеческой
гармонии.
Чем насыщенней сила
музыкального чувства, тем ярче цветение человеческих сердец.
Уровень знаний моих
учеников, развитие их личностных качеств помогает верить в правомерность
выбранной педагогической концепции. Опыт преподавательской работы у меня
сравнительно небольшой. Вполне вероятно, что и педагогическая философия еще не
совсем совершенна. Но я убеждена в том, что Вера, Надежда, Любовь, скрепленные
Разумом, - это путь к вершинам профессионального мастерства. Именно поэтому я
не ставлю здесь точку, а ставлю …
|